Эссе «Моя педагогическая философия. Письмо в прошлое (о деятельности итальянского педагога Марии Монтессори)"»
Письмов Прошлое
Адресовано известному итальянскому Педагогу,
Психологу, Просветителю, Философу, Антропологу, Врачу 19 – 20 вв и просто
Безмерно Гениальной Женщине,Марии Монтессори.
Дорогу осилит илущий.
Известная народная мудрость
Концентрируйся на развитии хорошего в
ребенке, так что в итогеплохому будет
оставаться все меньше и меньше места.
Одна
из заповедей Марии Монтессори.
Здравствуйте, уважаемая и безмерно мной почитаемая, Мария Монтессори!..
Хоть нас и разделяют более 50 лет в наших с Вами
реальностях, я все же решила написать Вам письмо.
Говорят, что письмо это монолог, исповедь человека. Но,
Вы знаете, сейчас я испытываю очень странное чувство: я почему-то твердо
уверена, что не веду монолог с самой собой, а веду ДИАЛОГ с Вами. Я будто
чувствую, как Вы внимательносмотрите на
меня, вслушиваетесь в каждое мое слово, одобряя мои мысли кивком головы или,
наоборот, оппонируя им различными доводами…. Может быть это и звучит
мистически, но я часто чувствую рядом Ваше незримое присутствие. Один раз я
даже подумала, что, наверное, почти у каждого педагога существуют такие
«Профессиональные Ангелы-Хранители», которые выполняют «направляющую» и
«оберегающую» функции для специалиста в его «рабочей среде».Если это действительно так, то для меня Вы
уже давно стали таким «Ангелом».
…Ваше присутствие я начала чувствовать еще с того
момента, когда впервые познакомилась с Вашей уникальной Педагогической Системой
(а было это более 3 лет назад). А потом было время многочасовых раздумий,
практических проб с моими первыми и уже последующими Воспитанниками, анализа
других Систем, и наконец, окончательный вывод: ЭТОТ МЕТОД ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
РАБОТАЕТ, ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО. ТО, ЧТО НУЖНО МНЕ И ДЕТЯМ!!!
Ваша Система Обучения и Воспитания Свободной, Гуманной
и Думающей Личности настолькосовершенна
и эффективна, что применяядажеотдельные ее аспекты и элементы на практике
можно получить замечательные результаты! (Хотя, конечно, совершенство для того
и создается, чтобы применятьего в
целостном и первозданном виде, но, увы, к сожалению, пока не все и не всегда из
Вашейзамечательной Педагогической
системыудается воплотить на практике,
но об этом позже…)
Если честно, я совершенно не представляю, ЧТО стало бы
со мной на этом трудном и ответственном педагогическом «поприще», не будь со
мной Вашего метода… Возможно, я бы и
стала неплохим педагогом, но, скорее всего, не было бы ТАКИХ результатов
работы, не было бы стольких благодарных и горящих глаз моих воспитанников, и
стольких благодарных отзывов родителей и педагогов… И еще много чего небыло бы…
Как и тысячи педагогов, применяющих Вашу методику или
отдельные ее элементы на практике, я смогла воочию наблюдать полученные
результаты. Вот лишь некоторые из них: многие мои воспитанники, ранее отстающие
по учебной успеваемости, стали «вровень» с другими детьми, а некоторые даже
стали «обгонять» своих сверстников (!), во многом потому, что им просто
сталобезумно ИНТЕРЕСНО познавать
окружающий их мир (в том числе и мир «учебный»). Таким образом, практически все
мои воспитанники, благодаря Вашей уникальной методике, имеют высокую мотивацию
к учебной деятельности. Есть и другие «приятные» открытия: у воспитанников,
которых так или иначе коснулась Ваша система, улучшается память, внимание,
мышление, речь и сенсорика, еслинаблюдаются проблемы в эмоционально-волевой сфере, то и они постепенно
уходят…
Самой главной и важной частью Вашей методики для меня
являются Ваши Заповеди. Их, как мне кажется, нужно помнить как «Отче наш»
любому педагогу (а особенно - дошкольному педагогу), в том случае, еслиспециалист действительноискренне любит свою работу и хочет получать
от нее достойный результат. Ваши Заповеди уже давно стали для меня своеобразным
«костяком», на который и ложится вся моя профессиональная деятельность.При оформлении своего кабинета явыделила им особое, почетное место, таким
образом, привлекая к ним внимание родителей и педагогов, так как действительно
считаю их основополагающими в педагогическом воздействии на ребенка. Наиболее
важными для меня являются три из них. Первую и самую главную для меня Заповедь
я вынесла в эпиграф к Письму Вам. Две другие для меня тоже очень важны, они
звучат так: «никогда не говори плохо о ребенке,
ни при нем, ни без него», и «всегда в
обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и
лучшее из того, чтоесть в твоем
распоряжении». Эти заповеди – Девиз моей педагогической
деятельности.
Наверное, Вам будет искренне приятно узнать, что
интерес и пристальное внимание к Вашей методикев России (а особенно – в Москве и Московской области) не только не
уменьшается, но и, наоборот, увеличивается. Все больше и больше педагогов и
руководителей дошкольных учреждений интересуются, изучают Вашу методику. Но, к
сожалению, целостно внедрить Вашу систему (то есть, создать в дошкольном учреждении
специальную Монтессори - среду, а не отдельные ее элементы,направить воспитателей в Ассоциацию
Монтессори – педагогов для профессиональной переподготовки и осуществить другие
необходимые преобразования) могут себе позволить, в основном, владельцы и
руководители элитных частных дошкольных учреждений. А в сфере муниципальных
детских садов (где я и работаю), осуществить такие преобразования очень и очень сложно, в основном, из-за высокой
стоимости данных услуг... (И все же, я надеюсь, что уже в ближайшем будущем внедрение Вашей замечательной методикив сферу массовых детских садов будет
возможно.)
Но, по–моему, такое затруднительное положение ни в
коем случае не означает, что сторонники Монтессори - педагогики (коим я и
являюсь) не могут ничего сделатьдля ее
внедрения в сферу МДОУ. Я убедилась в этом на собственном примере. Уже в
течение полугода я веду активную просветительскую работу среди администрации, воспитателей
и родителей «своего» МДОУ, показывая всем наглядные результаты и преимущества Монтессори-педагогики.
Кроме того, на своих коррекционно-развивающих занятиях я использую элементы
Монтессори-среды (сенсорные рамки, оборудование для развития мелкой моторики,
карточки для развития представлений об окружающем и мн. др.) и пропагандирую
использование данных элементов воспитателями на занятиях. Также рядом со своим
кабинетом я организовала специальный стенд, посвященный Вашему методу, который
регулярно обновляю, акцентируя каждый раз внимание педагогов и родителей на
одной из Ваших заповедей. Конечно же, таким образом используется всего лишь
крохотная часть Вашей уникальной методики, но, цитируя еще раз свой эпиграф к
Письму Вам, повторюсь: «Дорогу осилит идущий».
Закончить свое письмо Вам мне хотелось бы БЛАГОДАРНОСТЬЮ.
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН И БОЛЬШОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ И ПРОСТО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ВЫ ПОДАРИЛИ НАМ, ПЕДАГОГАМ И ВОСПИТАННИКАМ
ХХI ВЕКА ПРАВО СТАТЬ ТАКИМИ, КАКИМИ НАС ЗАДУМАЛА ПРИРОДА:
СВОБОДНЫМИ, ДУМАЮЩИМИ, ГУМАННЫМИ ЛЮДЬМИ.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МЫ ИМЕЛИ ЭТО ПРАВО СЕЙЧАС ВЫ СДЕЛАЛИ ПЕДАГОГИКУ
ДЕЛОМ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ, КРОПОТЛИВО РАЗРАБАТЫВАЯ И СОВЕРШЕНСТВУЯ ВАШУ СИСТЕМУ.
НЕ НАЙДЕТСЯ В МИРЕ СЛОВ ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ ИМИ, НАСКОЛЬКО
Я ВАМ ЗА ЭТО БЛАГОДАРНА, НО Я УВЕРЕНА, ЧТО ВЫ СЕЙЧАС ЭТО ЧУВСТВУЕТЕ….