Как-то на досуге я попытался подсчитать своих учеников. Не получилось: за долгие годы репетиторства их было невероятно много. Дети были самые разные: способные и не очень, трудолюбивые и ленивые, одаренные и тугодумы, рассеянные и собранные, веселые игрустные. Кто из них самый любимый? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. В каждом из них была своя изюминка. Они оставили во мне частицу своей души. Как тут выбрать, кто лучше? Это невозможно!
Хорошо помню первого ученика. Удивительно умный и талантливый юноша! Математика давалась ему легко. Георгий (так звали моего "первенца") готовился к поступлению в Медицинский институт. Правда математика требовалась юноше только для того, чтобы отлично написать медальную работу. Занимался увлеченно, до умопомрачения! Однажды я задал ему провокационный вопрос: "Скажи, Гоша, почему два абсолютно одинаковые по форме, размеру и плотности ореха отличаются весом?" Его ответ не заставил себя долго ждать: "Потому что в одном из орехов сидит червячок!" Он и сам напоминал мне книжного червячка. Суетливый, ищущий, любознательный. Умные, красивые глаза, наполненные нетерпеливым ожиданием. Строгий, подтянутый вид.Он готов был проглотить любую, даже самую трудную, задачу. Георгий окончил школу, получил долгожданную золотую медаль и поступил в вуз.
С этого одаренного ребенка и началась моя репетиторская карьера. Задачи сыпались, как из рога изобилия. От разных учеников и вузов: МГУ, МГИМО, ВШЭ, Плехановский, Строительный, Педагогический и т.д. Скоро в этом списке оказались почти все московские университеты и институты. В то время как вузовские репетиторы выкладывали на занятиях перед своими учениками замусоленные, затертые до дыр листочкисо старыми задачами из своего вуза, я собирал все: тесты, новые пособия, книги для служебного пользования с курсов, исписанные тетрадки маститых репетиторов. Поступив в вузы, ученики дарили мне все ненужное. А я, как Плюшкин, собирал «приданое» из года в год. И решал, решал и решал. Все подряд, что попадется под руку. Я был рабочей лошадкой, запряженной трудолюбивым крестьянином, готовым перепахать целину. Никогда не боялся что-то вдруг не решить и оказаться перед учениками в неловком положении. Не решу сегодня, решу завтра. Важно искать и не сдаваться! Конечно, легче работать по замусоленным листочкам и проработанным пособиям. Но это же скучно! Потребность в новом, неожиданном, трудном стала со временем моим педагогическим кредо!
Запомнился и другой ученик. Его звали Виталий. Теперь он профессиональный программист, живет в Канаде и усердно продвигает в жизнь новые компьютерные технологии. Тогда, в пору моего становления, он приезжал из Голландии к бабушке в Москву. А больше ко мне, да не обидится на меня его многоуважаемая бабушка. В Нидерландах не принято репетиторство. Да и русскому человеку там непросто: стыдно показать свое незнание. Виталий привозил с собой голландские учебники и пособия. Он занимался со мной, готовясь сначала к тентаменам (так у них называются переводные экзамены), а потоми к итоговому экзамену. Голландская математика оказалась неожиданной и своеобразной. Мы рассчитывали с ним оптимальные размеры коробок для сыра. Определяли нужный угол крепления двери у погреба. Искали нужные параметры орбиты спутника, транслирующего сигналы на параболическую антенну, установленную на доме. Какое это было интересное время! Сколько нового я тогда узнал! А уж как Виталий был рад своим успехам!
Где мне только не приходилосьзаниматься со своими учениками. В красивых роскошных особняках, скромных и тесных квартирах, офисах родителей, на моей маленькой кухне. Сменялись вузы, задачи, пособия, программы, учебники. Моя методическая копилка наполнялась новыми мыслями и идеями. Рождались собственные книги, пособия,статьи.
Вспоминаются и курьезные случаи из моей многолетней репетиторской практики. В те годы репетиторов брали не столько ради получения дополнительных знаний, сколько для того, чтобы протолкнуть в нужный вуз. Мне не раз приходилось выручать моих учеников, недовольных «нужными» преподавателями. Среди этих горе-репетиторов были старушки, уставшие объяснять; рвачи, ведущие занятия в многочисленной группе и оскорбляющие детей «балбесами» и «неучами»; молодые аспиранты, задающие ученику вопрос: «Ну, что мы с тобой будем делать?» Теперь, по прошествии времени, я благодарен им всем. Они заставляли думать, работать над собой и учиться! Сама жизнь кидала меня в водовороты и омуты репетиторства.
Потом пожаловал его величество ЕГЭ. Я кинулся осваивать новые пласты непаханой целины. Опять копил задачи и готовился к повсеместному внедрению новой формы итогового контроля. Собрал немало – позавидует любой преподаватель. Теперь мне уже не страшны никакие трудности. Пусть меняются форматы экзаменов, задачи, пособия и учебники. Не страшно! Есть опыт, знания, технологии и методики, отработанные многолетней практикой.
И все же,вновь, будто юноша на первом свидании, я радуюсь незнакомой задаче, свежей книге, новому ученику. Вместе с моими учениками опять намечаем стратегию роста. Мы вновь поднимаемся по ступеням лестницы знаний. А потом, как всегда,завершая репетиторский курс,я вижу счастливых и благодарных родителей, радующихся успехам своих детей. И, конечно, с грустью и гордостью в душе провожаю их во взрослую жизнь. Попадутся ли им честные, добросовестные, знающие и открытые душой преподаватели? Те, кому можно доверить самое ценное, что у тебя есть – своих детей? Не знаю? Кто-то из учеников опять обратится ко мне, чтобы помочь осваивать вузовские курсы. Другие просто позвонят, чтобы узнать о моем здоровье и успехах. И, слава Богу! Пусть у них будет все хорошо! «Старенькие» ученики пишут письма и зовут в друзья, помещая мой адрес на своих страничках в социальных сетях. Ну а я, как всегда, кручусь в водовороте учеников, задач, университетских дел, статей и книг. Мои ученики не дают мне скучать. С ними я обретаю новые силы, оригинальные идеи и с удовольствием делюсь своими знаниями! Разве это не счастье?