Книга состоит из двух глав: «Школа радости» и «Годы детства». Можно сказать, что это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Однако автор предупреждает, что это не универсальное пособие по обучению. Содержание книги он формулирует так: труд посвящен сердцу педагога. Что должно быть главным в сердце учителя, чтобы он мог отдать его детям? Без раздумий отвечает: любовь к детям.
Сухомлинского волнуют вопросы воспитания, которые могли родиться только в чутком и великодушном сердце, как у него. Как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить в его душе благородные чувства, воспитать человеческое достоинство и веру в доброе начало в человеке? Благо, педагог даёт ответы на все вопросы.
Книга посвящена миру детства. И Сухомлинский помогает найти ключ к этому сказочному дворцу. Он видит этот путь, прежде всего, через доброе сердце.
33 года безвыездно проработал Сухомлинский в сельской школе. После 10 лет педагогической работы он был назначен директором Павлышевскойсредней школы. Уже с первых недель директорской работы он убедился, что путь к сердцу ребёнка навсегда останется для него закрытым, если бы он не имел прямого непосредственного влияния на детей.
О личности педагога.
Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят. Сухомлинский был с детьми, переживал их радости и горести. Для воспитателя чувство близости ребёнка является одним из высших наслаждений творческого труда. Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом ребёнка.
Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива. Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем. Выдающийся педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Этот призыв надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем.
Сухомлинский твёрдо убеждён, что без умения проникнуть в духовный мир ребёнка человек не станет воспитателем. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребёнком. Жизнь Я. Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для педагога вдохновением. Он понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце.
С каждым годом у Сухомлинского крепло убеждение,что одна из определяющих черт педагогической культуры – это чувство привязанности к детям.Без постоянного духовного общения учителя и ребёнка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. Сухомлинский говорит, что учитель начальных классов должен быть для ребёнка таким же дорогим и родным человеком, как мать. Одно из самых ценных качеств воспитаниячеловечности – глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца и матери.
Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель угасает огонёк в глазах учеников, и учение превращается в мучение? Прежде всего, потому, что учитель мало знает духовный мир каждого ребёнка до поступления в школу, а жизнь в стенах школы, ограничивающихся учением, подгоняет их под одну мерку, не позволяет раскрыться богатству индивидуального мира. Сухомлинский советует воспитателям: воздействуйте на чувства, воображение, фантазии детей. Педагогическая мудрость воспитания в том и заключается, чтобы ребёнок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. «Уважайте детское незнание», - говорил Я. Корчак. У опытных педагогов Сухомлинский находил ценнейшие крупицы творчества, смысл которых сводился к тому, чтобы ребёнок гордился сам собой, своими поступками оберегал свою честь, достоинство. Все последующие годы, признается педагог, были заботой о возвышении человеческого достоинства ребёнка.
О детстве.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека.
В детстве, считает Сухомлинский, начинается длительный процесс познания – познания умом и сердцем – тех нравственных ценностей, которые лежат в основе коммунистической морали.
Жизнь школы Сухомлинского развивалась из идеи, которая воодушевляла его: ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям.
В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
Чем ближе педагог знакомился с будущими воспитанниками, тем больше убеждался, что одной из важных задач, которые стоят перед ним, являются возвращение детства тем, кто в семье лишен его.
Исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольной и младший школьный возраст. Глубоко прав великий писатель и педагог Л. Толстой, утверждая, что от рождения до пятилетнего возраста ребёнок берёт из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Ту же мысль повторил и советский педагог А. Макаренко: человек станет тем, чем он стал до пятилетнего возраста.
О воспитании.
Сухомлинский твёрдо верит в могучую силу воспитания – в то, что верили И.К. Крупская, А.С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги.
В воспитании нет разрозненных вещей, действующих на человека изолирование. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания.
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. Сухомлинский считал, что они должны были воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды.
О родителях.
За несколько недель до открытия «Школы радости» Сухомлинский познакомился с каждой семьёй. Его тревожило, что в отдельных семьях не было атмосферы дружбы между родителями и детьми, отцом и матерью, не было взаимного уважения, без которого невозможна счастливая жизнь ребёнка. Педагог утверждает, что они, воспитатели, часто забывают, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребёнком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. Что происходит в детском сердце , когда из случайно брошенного слова, из спора между матерью и отцом маленький человек узнаёт, что отец и мать не любят друг друга и разошлись бы, но их связывает ребёнок?
Сердечные раны, невзгоды, обиды, печали, тревоги, страдания у отцов и матерей, о которых педагог рассказывает, настолько индивидуальны, что какого-то общего разговора не может быть. Когда перед ним раскрылось сложное переплетение хорошего и плохого в людях, он понял, что нет родителей, которые бы умышленно давали плохой пример своим детям.
Сухомлинский часто задумывался, почему дети в семье так любят отца, мать, дедушку, бабушку? Наверное, всё доброе, вложенное в детское сердце, возвращается к матери и отцу во сто раз более сильной и чистой любовью. Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей. Педагог задумывался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое зло – это эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую, инстинктивную любовь к своему ребёнку. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей – это гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем.
Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном - о любви человека к человеку – пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребёнка стали мать и отец.
О природе.
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Сухомлинский сообщает детям, что их школа будет под голубым небом, на зелёной травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зелёном лугу. Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «обработку» информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребёнок воспринимаеттолько слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель. Вот почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребёнка среди природы – это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вотпочему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума.
Жизнь «Школы радости» не была стеснена строгим регламентом. Не было установлено, сколько времени должны находиться дети под голубым небом.
Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями.
Такой метод воспитания, предлагаемый Сухомлинским, напоминает идеи французского философа и педагога Ж.Ж. Руссо. В его гуманистической концепции есть лозунг «Назад к природе!».Так педагог предлагает принципы естественного воспитания.
Мышление ребенка.
Среди природы – особенно отчетливой была для Сухомлинского мысль: учителя имеют дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребёнка. Ребёнок мыслит образами. Чем ярче в его представлении картины природы, тем глубже осмысливает он закономерности природы. Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться. Педагог всё больше убеждается, что образное видение мира и стремление передать чувство красоты словом – это душа и сердце детского мышления. Детское мышление – художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира.
О чувственном воздействии.
Истина, в которой обобщается предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействия на чувства. Среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Сухомлинский советует воспитателям: воздействуйте на чувства воображения, фантазия детей, открывайте окошко в безграничный мир постепенно, не распахивайте его сразу во всю ширь, не превращайте в широкую дверь.
Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, - это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления. Педагог глубоко убеждён, что без эмоционального подъёма невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества.
О красоте.
Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями. Красота – это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений.
Данные мысли перекликаются с идеями Ж.Ж. Руссо. Французский педагог настойчиво предлагал заботиться о развитии чувств ребёнка вплоть до достижения им двенадцатилетнего возраста.
О сказке.
Огромное воспитательное значение Сухомлинский отдаёт методу восприятия через сказку. Он рассказывает детям сказку, а они сидят, очарованные волшебным миром. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открывать истоки, мысли и слова, и они забьют животворными ключами. Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку, они создают её. Педагог тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить, без сказки окружающий мир превратится для него в красивую, но всё же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить.
Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живёт в детском сознании. Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. Сказочные образы помогали малышам чувствовать красоту родной земли. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.
Ребёнок должен быть ребёнком…Если слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Фантастический образ сказки воспринимается, мыслится ребёнком и создаётся им же самим как яркая реальность. Создание фантастических образов – это самая благородная почва, на которой развиваются ростки мысли.
О рисовании.
Каждый ребёнок – художник, считает Сухомлинский. Он увидел, что детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются красотой. Рисование – такой же любимый метод воспитания, как сказки. Чем больше он всматривается в рисунки детей, тем яснее для него становилось, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, под этот язык не подделаешься, сколько бы ни пытался. Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов: учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности – всё это хорошо, не в то же время дайте простор для фантазии не ломайте детский язык сказочного видения мира.
О нравственном воспитании.
Много внимания педагог отдаёт нравственному воспитанию. Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве. Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстаешь. Многого маленькому ребёнку ещё невозможно растолковать. Прекрасные слова о благородстве далеко не всегда доходят до его сознания. Но почувствовать сердцем красоту человечности способны даже малыши. И с первых дней «Школы радости» Сухомлинский стремился к тому, чтобы каждый воспитанник переживал радости, горе, печаль и невзгоды другого.
Чуткость к радостям и горестям воспитываются только в детстве. В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству. Ребёнок как бы перевоплощается, предоставляя себя на место другого человека.
Чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека – так педагог сформулировал воспитательную задачу, которую поставил перед собой. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Сухомлинский убеждался, что тем больше ребёнок заботился о другом человеке, тем более чутким становится его сердце к товарищам, к родителям.
Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдание, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
О добре.
Добро – важнейшее качество духовно развитой личности для Сухомлинского. Он вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным. И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Ведь без доброты – подлинной доброты сердца, которую один человек отдаёт другому – невозможна душевная красота. Корень, источник доброты – в создании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой. Педагог вспоминает слова Я. Корчака: «Светлый ребячий демократизм не знает иерархии. Близки ему собака и птицы, ровня – собачка и цветок. В камушке и ракушке видит он брата». Да, всё это так, но добрый ребёнок не свалится с неба. Его надо воспитать.
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корнями в детство. Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, с чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.