О Болонском Процессе в России слыхал, наверно, каждый мало-мальски учащийся студент. Обсуждают его причастные к ВПО люди. Какое он имеет отношение к отечественному образованию, а самое важное, к нам, студентам - это я и решил выяснить. В интернете я смог найти достаточно информации, чтобы уяснить для себя, в чем суть процесса.
Российская Федерация вошла в число стран-участниц Болонского процесса в сентябре 2003 года. Поставив свою подпись под Болонской декларацией, Россия обязалась до 2010 года воплотить в жизнь его основные принципы. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Основные пункты декларации условно выделяются в таком виде:
Двухступенчатая система высшего образования ( бакалавриат и магистратура ).
Кредитная система ECTS.
Контроль качества образования.
Сопоставимость учебных планов.
Мобильность студента.
Приложение к диплому о ВПО.
Плюсы и минусы нововведения горячо обсуждаются на страницах интернета. Пишут статьи ученые, дают интервью ректоры, преподаватели и сами студенты. Действующими субъектами Болонского процесса считаются: министерства образования (только подписывают, дальше занимаются ректоры), Конференции ректоров, Академическая общественность, Союзы студентов.
Анализируя статьи, я нашел интересным для себя как студента многие положения новой системы. Более того, я оценил их знаком «плюс» и даже обозначил как революционные. Постараюсь дать общую картину суждений о Б.п., который уже вошел в пространство нашего образования и уверенно развивается в нем. В Б.декларации меня особо впечатлили 2, 3, 4-й пункты. На них я и сосредоточил свое внимание. Однако предварительно опишу и остальные.
Начнем с двухуровневой модели высшего образования, которая считается основной задачей в России. Что о ней думают эксперты? Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков открыто утверждает: «Применение у нас Болонской системы — не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько — вопрос пока нерешенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тысяч евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам».
Декан факультета экономики МГУ Василий Колесов, напротив, в двухуровневой системе увидел только плюс: «Двухступенчатая система лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности. Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей». Нельзя пропустить мнение студентки МГУ Анастасии Макаровой, которая на своем опыте познакомилась с Б.п.: « Пока в двухступенчатой системе образования я вижу лишь неудобство. Когда мы отучились три года и стали бакалаврами, нам выдали на руки документы и отправили в приемную комиссию магистратуры. Причем при поступлении у нас не было никаких привилегий, экзамены мы сдавали на общих основаниях с иногородними и «переводниками» с других факультетов. Так что прошли далеко не все, и продолжать обучение моей группе пришлось совсем в другом составе».
Проблема реализации 1-го пункта Б.с. в России этим не ограничивается. Есть и другие проблемные моменты, например, вопрос трудоустройства. По этому поводу Михаил Щелкунов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии КГУ заявляет: «Работодатель выпускника с бакалаврским дипломом будет принимать на место рабочего . Человек пришел с трехлетним или четырехлетним образованием в вузе, раньше таких называли с "неполным высшим", и до специалиста явно "не дотягивает"». Неразбериха возникает и со степенями. Риаз Минзарипов, проректор, начальник управления по непрерывному образованию КГУ замечает: «На Западе доктор наук (PhD) - это выпускник магистратуры. Его знания, как правило, ниже, чем у нашего кандидата наук, учившегося 5 лет в вузе и 3 года в аспирантуре, успевшего поработать под индивидуальным руководством как минимум опытного ученого, а в лучшем случае - создателя научной школы».
Что ж, лично я не учусь по двухуровневой модели. Надеюсь, что проблемы оплаты и дальнейшего трудоустройства, а также получения степеней будут решены до конца. В настоящее время они регулируются необходимыми мерами. Введены понятия «соответствующий уровень» для обозначения квалификации.
Перейдем к 5-му пункту Б.п. Исходя из данного положения, студент получает возможность продолжать образование за рубежом. Сопоставимая система признания иностранных и российских документов об образовании нацелена на интеграцию в европейское образовательное пространство, рост экспорта образовательных услуг. Реплика проректора РУДН Александра Ефремова: «Болонскую систему можно сравнить с правилами дорожного движения. Во всей Европе они одинаковы, что позволяет спокойно перемещаться из страны в страну. Общие правила образования способствуют мобильности студентов. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии».
Студент МГИМО Роман Дмитриев заметил проблемный момент в сопоставимой системе признания иностранных и российских документов : «Среди достоинств Болонской системы возможность продолжать обучение за рубежом, объездить сразу несколько стран в рамках одной образовательной программы. При этом никто не собирается оплачивать студентам дорогу и питание в чужой стране. Да, существуют специальные скидки и льготы, но и с ними сумма путешествия оказывается непосильной для обычного студента. Средняя стоимость программы обмена — 15–20 тысяч долларов. В принципе мы, студенты, могли бы взять на эти цели банковский кредит, но он далеко не всем по карману».
Приложение к диплому о ВПО, о чем говориться в 6-м пункте, дает студенту только преимущества, и слава Богу. Оно не требует денежных затрат, каких-либо дополнительных трудов. Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно. Заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском). Те вузы, которые осуществляют Б.п. на стадии эксперимента, в приложении наряду с названием дисциплины, часами могут указывать кредиты в скобках.
И наконец, те самые заветные пункты процесса, которые я оценил как действительно революционные.
О чем они в чем их преимущество, расскажу по порядку.
Начнем со второго пункта. ECTS-кредит представляет собой численное значение нагрузки студента в освоении той или иной образовательной программы. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, то есть лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний.
ECTS-кредиты скорее относительные, чем абсолютные величины нагрузки студента. Они показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов.
В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости); 30 кредитов – полгода обучения (семестр), 20 кредитов – триместру обучения.
Кредитная система делает прозрачными учебные программы. Дисциплины студенты начнут выбирать сами. А это значит, что и преподавателей будут набирать под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовать в данном году большинство студентов. Учебный план осуществляется с помощью модульной системы, которая заменит предметную. Модуль означает отказ от предметного преподавания и введение программ, в которых дисциплинарные границы расширены. Задачи программы решаются через несколько видов работы, либо через несколько близких, но разных предметов. Модуль может состоять, например, из курса лекций, из практических занятий, или же из спецсеминаров, спецкурсов. В целом таких модулей выделяются пять типов.
Новая система подразумевает сокращение аудиторных часов на одну треть, все остальное относится к самостоятельной работе студента, в библиотеке или дома, которая также будет засчитываться как кредитные часы. Вообще такие меры дают возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. Количество начисляемых кредитов не зависит от оценки. Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок (A, B, C, D, E, F). Нечто похожее у нас вводилось как балльно-рейтинговая система.
Контроль качества образования, пункт третий. Параметры контроля прозрачны и строго регламентированы. Студентов оценивают по мировым критериям. Кредитный балл, оценку эксперты определяют в зависимости от объема работы, её значимости с точки зрения освоения будущей профессии.
Сопоставимость учебных планов, о чем говориться в четвертом пункте, осуществляется при помощи той же кредитной системы. Позволяет студентам повышать академическую мобильность. Учащиеся могут выбирать программы в разных вузах, т.к. кредитные часы, прослушанные ими на родине, будут засчитываться и за рубежом. Так называемое «включенное обучение» даст возможность осваивать учебные программы по частям, в том числе меняя учебные заведения. Такое положение Б.с. расширяет совместимость российского образовательного пространства с общеевропейским, повышает ее привлекательность и конкурентоспособность.
Таким образом, я вкратце изложил суть центральных положений Б.с., которые только этим не исчерпываются. Вдохновившись такой новой моделью обучения, я представил траекторию развития моего образования в вузе, в котором бы действовала система из г.Болоньи. Какие плюсы я вижу для себя? Они вытекают из 2, 3, 4-х пунктов, выделенных мной особо. О них по порядку.
Свободный выбор дисциплин – об этом мы, студенты, могли только мечтать. Сколько курсов за эти годы мне казались прослушанными зря!
Сейчас, будучи на 4-м курсе, я даже вспоминать о них не хочу. Я студент гуманитарного вуза, филологического факультета. До сих пор не ощущаю реальной пользы от пройденных курсов старославянского языка, исторической грамматики (что одно и то же), диалектологии, помимо их вклада в мое общее представление о русском языке. Кстати, главный аргумент ректоров против свободного выбора дисциплин как раз в том, что поменяв все учебные планы, студенты лишаться целостности научного знания, фундаментальности нашего отечественного образования вопреки прагматизму западного. Да, наша вузовская подготовка сильна традициями: большими аудиторными нагрузками, высоким уровнем контроля над студентами, методиками. Однако существует тенденция, что образование становиться сферой экономики, а не культуры, что признают сами ректоры.
Второй плюс Б.с. – это выбор профессорско-преподавательского состава. Думаю, такое нововведение достойно нашего внимания. Всем студентам знакома ситуация, когда элементарно не охота идти на пару из-за скучного, неинтересного преподавателя. При свободном выборе ППС эта проблема решалась бы в нашу пользу.
Третий аспект в том, что аудиторные часы сокращаются на одну треть и увеличивается самостоятельная работа. Несомненный плюс, когда лекций меньше. Не придется прогуливать очередную лекцию, терзаясь муками совести. Больше самостоятельной работы – еще лучше.
Я, например, много времени уделяю самообразованию, т.к. не любитель «отсиживать штаны». Сюда входит и работа дома, и в читальном зале библиотеки. А по Б.с. эти часы еще и засчитываются! Вообще график дня становиться более свободным. Ты можешь строить режим дня, как тебе удобно. И не надо будет жертвовать учебой ради работы. О ней я не просто так упомянул. Вы посмотрите, что твориться с нынешними студентами? Редко кто из них проводит время, отведенное на учебу, в вузе. Большинство «набивают опыт» на работе, чтобы уже после получения диплома пойти на хорошую работу, имея за собой хоть какой-то стаж. Поэтому по статистике основная масса выпускников ВПО работают не по специальности, потому что толком-то и не учились. Здесь виноваты, скорее, не студенты, а рыночный механизм мировой экономики.
Следующий положительный момент Б.с. – достойное оценивание всей работы, которая была проделана студентом в течение семестра. А не того «титанического труда», который преодолевают некоторые студенты за три дня до экзамена. Все баллы и кредитные часы по нормам к дисциплине (отмечалось выше – 60 кр.ч. за год и т.д.) ты набираешь заслуженно. И получаешь справедливую отметку по шестибальной шкале. Тебе не придется оказаться в ситуации, когда ты пришел на экзамен готовый по всем параметрам, не пропустивший ни одну пару, а преподаватель ставит тебе «три». Такую же оценку получает студент-прогульщик, который не только не ходил весь год, но и Ф.И.О. преподавателя не знает совсем! Обычно такие студенты получают свои «три» на пересдачах. Обидно даже не то, что твои усилия оценили только на трояк. Вся твоя работа: прослушанные лекции, прочитанные книги, отсиженные занятия и вся подготовка – ты это делал для себя. Да, но не радует тот факт, что тебя ставят в один ряд с лентяями.
Мобильность студента – то, что надо для современной молодежи. Нередко бывают периоды, когда меняются твои приоритеты, взгляды, интересы на учебу. Происходит такое на полном серьезе, в течение, например, первого курса. Перейти в другой вуз на другую специальность можно, но с потерей курса, дополнительными экзаменами и т.д. Сопоставимость учебных планов и «включенное образование» решают эту проблему. Можно выбирать программы в разных вузах, соответствующей получаемой квалификации. Мало того, еще студент получает возможность продолжать обучение и за границей, хотя такой вариант требует немалых денежных затрат. Само обучение по программе мобильности бесплатно – принимающий вуз денег за обучение не берет. Однако студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, мед.услуги, учебные занятия вне согласованной (стандарт) программы (например, изучение языка страны).
Реализуем ли Б.п. в России в том качестве, которое существенно изменит ситуацию современного ВПО в РФ? На этот счет мнения экспертов скептические. Вхождению РФ в Болонское пространство препятствуют, по крайней мере, 2 фактора. Наши госстандарты. Как известно, у нас они написаны с учетом учебных часов. Кредитно-модульная система для нас ни что иное, как революция в образовании. Ведь если учебные планы выбирать станут студенты сами (согласуясь модулем, а не предметом), то каждый год придется формировать содержание образования в зависимости от того, что они выбрали. Как следствие сократиться на одну треть ППС, т.к. вузу уже не понадобиться столько штатных преподавателей, как сегодня.
Второй фактор – это закон о труде. Он требует пересмотра по причине изменений в квалификации по Б.с. Бакалавр у нас принимается за «младшего специалиста». А трудиться на должности рабочего, окончив вуз – перспектива явно не заманчивая.
Все же, процесс пошел, и Болонского нам не миновать. По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, если чиновники планируют провести реформу, им придется выбирать – либо оказывать давление на вузы, как это сейчас происходит с ЕГЭ, либо проводить реформу выборочно. "Главное, чтобы процесс внедрения системы не шел насильно, – убежден Бунимович. – Нельзя чесать все вузы под одну гребенку. Слабым институтам система пойдет на пользу». Ректор РосНОУ Владимир Зернов выражает такую точку зрения на этот счет, с которой я согласен как студент гуманитарного вуза: «Полагаю, что в России время теоретизирования на эту тему закончено, пора переходить к практическим действиям и технологиям.
Негосударственным вузам, которые в большинстве своём гуманитарные, по сравнению с классическими техническими, военными и медицинскими, будет легче переходить на Болонскую систему. И негосударственный образовательный сектор уже сделал немало шагов на пути к Болонскому процессу» .
Нашему гуманитарному вузу со столетней историей новые правила декларации были бы действительно полезны. Болонские положения просто «вдохнули» бы в нашу академическую среду новую жизнь. От этих реформ выиграют все студенты. Выступая против архаичности в образовании, я отталкивался от собственного опыта обучения в университете, а также справедливы мне показались замечания и мнения сведущих в высшей школе людей. Например, Александр Логунов (РГГУ) о Б.с. в России рассуждает так: «Превосходство нашей образовательной системы очень часто происходит за счет перенасыщения, перепроизводства знаний, которые вкладываются в студентов. Наш студент оказывается конкурентным не за счет более тонких технологий, а за счет просто более широких знаний в различных областях». Внедрение в жизнь концепции непрерывного обучения позволит студентам получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life long learning). Действительно, на Западе образовательный процесс уже давно стал условием существования. Как же у нас? Продолжая рассуждение Логунова: «У нас от бедности была идея – вбить в голову студента за пять лет столько, что потом он сможет лет десять не тратиться на покупку книг и повышение своей квалификации, а дальше посмотрим».
Итак, я перечислил все плюсы, которые были интересны мне (а перечислять все до единого не могу), а также отметил некоторые негативные моменты, прогнозированные экспертами ВПО. Болонская модель революционна, и в этом ее привлекательность.
Я считаю, что вопрос реализации процесса должны решать мы, студенты. Нам выбирать, как строить наше образование. Живем в век информации, быстро развивающихся технологий, рыночной экономики. Естественно, что мы, поколение будущего, хотим чувствовать себя компетентными, развитыми, идущими в ногу со временем личностями, специалистами. Мы всегда будем за модернизацию, инновации в образовании. Нашим требованиям не соответствует традиционная система ВПО. То, что нам нужно, это современные технологии, концепции развивающего обучения, в которые включены все передовые средства для постижения наук. «Гранит науки» стал на долю мягче, когда появились компьютеры, электронные курсы, а еще интернет, без которого трудно представить современного студента, да и немыслимы такие понятия, как «дистанционное обучение», «эффективное самообразование». Вопрос приятия Б.с. всецело зависит в первую очередь от нас, а только потом от гос. аппарата и ректоров, преподавателей. Уверен, что система Болоньи «заживет», стоит нам только правильно усвоить все нужные нам положения и начать воплощать их на практике. Никто не сможет нам помешать. Болонская декларация писалась для студентов, которые любят и жаждут учиться. Она учитывает современность и наши приоритеты. Думаю, мы готовы вступить в это пространство и стать членами мирового сообщества. Мы за Болонский процесс!