Несколько лет я совмещала
работу в выпускных классах школы и преподавание литературы на подготовительных
курсах Российского университета дружбы народов. Благодаря такому
комбинированному опыту у меня накопились определенные наблюдения, которыми мне
хотелось бы поделиться.
Не секрет, что между
выпускными экзаменами в школе и вступительными экзаменами в вуз почти всегда
есть определенный зазор, преодолимый с помощью подготовительных курсов либо
репетиторства. В целях борьбы с таким положением вещей был введен единый
государственный экзамен. Теперь на подготовительных курсах мы учим абитуриентов
писать ЕГЭ. А учителя-предметники подчас вынуждены отказывать выпускникам,
желающим сдавать их предмет, потому что знания одиннадцатиклассников не дотягивают
до уровня ЕГЭ.
Дело в том, что задания
единого государственного экзамена по литературе, русскому и французскому языкам
(это те предметы, о которых я могу судить лично) отличаются от заданий
традиционного школьного экзамена не глубиной или сложностью материала, а иным
подходом к этому материалу - подходом более аналитическим, чем принято в школе.
В ЕГЭ, помимо практических навыков учащегося, проверяется также его умение ориентироваться
в теоретических основах данной научной дисциплины.
И больше всего в «ситуации
ЕГЭ» страдает литература. Обучение литературе в школе принято согласовывать с
гуманистическими принципами в первую очередь, а с научными – в последнюю. Как
говорится, «математика делает математиков, физика – физиков, а литература - человека». И двойная сложность – в процессе
воспитания душ и ума учеников не упустить из вида аналитическийлитературоведческий подход, который и
является собственно наукой о литературе и по которому, кстати, формируются задания
единого государственного экзамена. Традиционно в школе помимо развития бытового
читательского интереса (задача, безусловно, первостепенная, но, к сожалению, не
научная), внимание учеников направляется на изучение биографии писателей
(повторение которой из года в год занимает немало времени) и на изучение
истории литературы. Теории литературы посвящается значительно меньше времени. А
умению приложить знания по теории литературы к анализу конкретных
художественных произведений, то есть собственно литературоведению, уделяется, к
сожалению, совсем мало внимания.
Между тем анализ
официальных материалов ЕГЭ по литературе 2007-2008 гг. позволяет сделать вывод,
что теоретической и аналитической (то есть собственно литературоведческой)
частям в государственном экзамене по литературе уделяется больше внимания, чем
проверке знаний по истории литературы.[1]
Количественно тестовые
задания по литературе, предлагавшиеся абитуриентам, сдававшим вступительный
экзамен по литературе в 2008 году, можно разделить на две примерно равные
группы: задания по истории литературы и задания по теории литературы и анализу
художественного произведения.
Первая группа вопросов в
ЕГЭ по литературе посвящена проверке знания биографии автора, истории создания
художественных текстов, содержания литературного произведения, системы
персонажей, их поступков и речевых характеристик. Среди этих вопросов можно выделить
следующие основные виды:
1.Вопросы, связанные со знанием
основных художественных методов и направлений в русской литературе: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и др., а также со знанием школ и
течений русской поэзии: «чистое искусство», символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм
и т.д. Например: «Назовите литературное направление в русской литературе,
родоначальником которого называют В.А. Жуковского» [1].
2.Вопросы, связанные со знанием
программных произведений: «Укажите балладу В.А. Жуковского, которая начинается
следующими строками…», «В каком стихотворении А.С. Пушкин аллегорически
рассказывает о предназначении поэта, описывая встречу героя с посланцем небес?»
[1] и т.п.
3.Вопросы, связанные со сведениями о
литературных персонажах: «Кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
так отзывается о Чацком…», «Портретная характеристика какого персонажа повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» приведена ниже…», «Кто из героев романа И.С.
Тургенева «Отцы и дети» играет на виолончели, читает стихи Пушкина?»([1]Далее там же) и т.п.
4.Вопросы, связанные со знанием сюжета
литературных произведений: Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова
«Мцыри»: варианты ответов…», «Укажите название главы повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым»
и т.п.
5.Вопросы, связанные со знанием
фактического материала, так называемые вопросы по тексту: «Имя какого царя
присвоил себе Емельян Пугачев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?»
и т.п.
6.Вопросы по содержанию приведенного фрагмента
текста: «Поведение Раскольникова в данном эпизоде мотивировано тем, что герой:
а) понял абсурдность своей теории; б) раскаялся в совершенном преступлении и
т.д.», «Данный эпизод является утверждением идеи: варианты ответов…» и т.п.
7.Вопросы, связанные с «эмоциональным
пафосом» произведения/отрывка: «Что главным образом определяет поведение
Николая Петровича Кирсанова в приведенном эпизоде? а) радость и волнение от
встречи с сыном; б) робость от общения с новым человеком и т.д.)»,
«Эмоциональный тон этого стихотворения: варианты ответов…» и т.п.
Последние два типа
вопросов – вопросы по содержанию и вопросы, связанные с определением
эмоционального пафоса, – являются группой вопросов, проверяющих не знания учащегося
по истории или теории литературы, а только лишь его способность делать
логические умозаключения на основе прочитанного текста. На эти два типа
вопросов может ответить любой, даже не обладающий специальной подготовкой
человек, предварительно ознакомившись с фрагментом текста, предложенным для анализа.
Таким образом, мы можем
выделить лишь пять типов вопросов, посвященных истории литературы. Это вопросы
о литературных направлениях, программных произведениях,персонажах, сюжете и вопросы по тексту.
Вторая группа заданий ЕГЭ
по литературе обладает более разветвленной структурой. Речь идет о вопросах,
связанных со знанием теории литературы и с умением анализировать литературное
произведение. Во вторую группу входят следующие виды заданий:
1.Вопросы, связанные с определением
жанра художественного произведения: «Стихотворение А.С. Пушкина «***» написано
в жанре…», «Определите жанр следующего произведения…» и т.п.
2.Вопросы, связанные с тематикой
литературных произведений: «В следующем произведении раскрывается тема…»,
«Тематика стихотворения «***» связана с … (варианты ответов)» и т.п.
3.Вопросы, касающиеся проблематики
(конфликта) литературных произведений: «Основной конфликт в пьесе… - это
конфликт а) социальный; б) нравственный и т.д.».
4.Вопросы, связанные со знанием
особенностей композиции художественных произведений: «Какое место занимает этот
фрагмент в композиции произведения?», «Данный фрагмент представляет собой: а)
завязку действия; б) кульминацию и т.д.», «Одним из важнейших композиционных
приемов в стихотворении «***» является…» и т.п.
5.Вопросы, касающиеся образной системы
произведения: «Осип в своей речи вспоминает «батюшку» Хлестакова, который на
сцене не появляется. Как в литературоведении называется такой тип персонажей?»,
«Софья, Фамусов, Чацкий – главные герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,
а как в драматургии называют таких персонажей, как Лиза (Репетилов, князья
Тугоуховские и др.)?» и т.п.
6.Вопросы, связанные с нахождением
верного литературоведческого термина, с называнием «элемента
литературоведения»: «Укажите термин, которым в литературоведении называют особо
значимый, выделенный элемент художественного образа, подробность, помогающую
раскрыть характер героя («паутина, напитанная пылью»)» и т.п.
7.Вопросы, связанные с использованием
художественных приемов (стилистических фигур): «С помощью какого
художественного приема в первом абзаце автор подчеркивает неизменность,
неподвижность жизни героя…», «Фамусов, раздосадованный желанием Чацкого
говорить только о Софье, восклицает: «Пять тысяч раз твердит одно и то же!» Как
называется этот прием?», «Описывая состояние Софьи, Грибоедов использует
стилистическую фигуру, состоящую в таком расположении частей высказывания, при
котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся
эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание
производимого ими впечатления. Укажите название этой стилистической фигуры» [2;
72] и т.п.
8.Вопросы, связанные с употреблением
тропов (художественных средств) в литературном тексте: «Укажите
изобразительно-выразительное средство, использованное Гончаровым при описании
кабинета Обломова («чистый вкус», «тяжелые, неграциозные стулья»)», «К какому
средству иносказательной выразительности прибегает Фамусов, уподобляя гроб
ларчику, «где ни стать ни сесть»?» и т.п.
9.Вопросы, связанные с лексическими и
стилистическими особенностями языка художественных произведений: «Укажите
термин, которым обозначают устаревшие слова «кафтан», «ключ» и др.» и т.п.
10.И, наконец, вопросы, посвященные анализу
лирического произведения и связанные с таким разделом теории литературы, как
стиховедение. Это вопросы:
·О
рифме, характере рифмы: «Как называют созвучие в концов стихотворных строк?» и
т.п.;
·О
размере стихотворения: «Определите размер, которым написано стихотворение
«***»»;
·О
фонетических особенностях поэтической речи: «Укажите прием усиления
выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк»[2;51],
«Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность
поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков» [2;
51] и т.п.
Проведенный выше
подробный разбор типов заданий официального ЕГЭ по литературе позволяет
установить, что вопросы, связанные с навыками анализа художественного текста и
со знанием теории литературы, являются качественно более разнообразными, чем
вопросы по истории литературы.
Таким образом, теории
литературы в тестах ЕГЭ уделяется чуть ли не большее внимание, чем традиционно
преподаваемой в школах истории литературы.
В количественном
отношении вопросы первой и второй группы составляют примерно равные части в
заданиях типа «А» и «В». Однако большая часть заданий типа «С» основана опять
же на умении анализировать литературное произведение: «Как переданы в
стихотворении переживания лирического героя?», «Как соотносятся образ города и
образ героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?»[3;42], «Можно
ли считать драму А.Н. Островского «Гроза» трагедией и почему?»[3;50].
И хотя в тестах ЕГЭ по
литературе аналитическая часть («как это сделано»)преобладает над фактической («кто и что
написал»), большая часть абитуриентов, приходящих в систему довузовского
образования, слабо разбирается в литературоведческой терминологии (особенно в
этом плане страдает стиховедение), не умеет ориентироваться в формальной
структуре художественного произведения, не обладает навыками
литературоведческого анализа. И это при том, что говорить о содержании и идее
литературного произведения можно лишь после исследования его жанра, композиции,
конфликта и др. художественных феноменов, так как именно благодаря их анализу и
рождается представление об идее данного художественного текста.
Традиция преподавания
литературы в школе до сих пор еще диктует нам другие «правила игры»:избегать собственно филологического
аналитического подхода и предъявлять ученикам готовые «идеи». Учебные планы
зачастую составляются по следующему алгоритму: сначала обсуждение тем, проблем
и идей произведения, например, романа Толстого «Война и мир», а затем объяснение
некоторых литературоведческих понятий, имеющих отношение к художественному
пространству этого романа: психологическая
деталь, портрет,внутренний монолог и
т.п.
Однако на самом деле разговор
о содержании литературного произведения не может быть оторван от анализа его художественной
формы. Учащемуся надо показать прямую зависимость одного от другого и обучить
его основным приемам и навыкам анализа художественного текста. Как только ученик
начинает осознавать, что литература – это не аморфное облако мнений и
представлений, а конкретная наука, обладающая четкой структурой научного
исследования: наблюдение, предположение, доказательство – сразу же более
успешным становится и запоминание литературоведческих терминов, и освоение
важных моментов литературного процесса, и создание конечной продукции обучения
литературе - написание сочинений и эссе.
Обучение написанию
сочинения (эссе).
Камней преткновения для выпускника
и абитуриента при написании сочинения (эссе) встречается много. Однако
краеугольными, на наш взгляд, являются два. Первый из них – это, как мы уже
говорили, отсутствие навыков литературоведческого анализа. В такой ситуации
любая конкретная формулировка темы понимается абитуриентом лишь приблизительно,
и отсюда - нераскрытая тема, невнятная структура сочинения, отсутствие логики и
связности изложения и т.д. Что можно написать по поводу жанра драмы «Гроза»,
если в принципе не понимаешь разницы
между драмой и трагедией? Сформулированная с использованием слов «конфликт» или
«проблема» тема среднестатистическим учеником трактуется в общежитейском плане,
и в итоге преподаватель получает сочинение, составленное из личных мнений,
эмоциональных реакций и «Я - сообщений» по поводу прочитанного текста.
Первоочередной задачей
при обучении написанию сочинения является выработка навыков анализа
литературного произведения и умения разбираться в таких основополагающих
понятиях, как тема, проблема, идея, конфликт, схема развития сюжета, жанр,
система образов, композиционные приемы и способы организации текста, способы характеристики
персонажей и т.д. И главное условие, чтобы эти художественные феномены были
обнаружены в тексте литературного произведения САМИМ учащимся. Как только ученик
сможет верно определять жанр, анализировать композицию, находить символические
детали, тропы, обнаруживать стилистические приемы, тогда можно задавать самый
интересный в литературоведении вопрос: а для чего автор сделал это именно такимобразом??? То есть говорить о
проблематике и идее.
Вот тут-то и рождается
исследователь, который имеет право на любое собственное мнение, если оно
подтверждено и доказано текстом!
Это не так сложно для
школьного понимания, как кажется. Конечно, гениальных исследователей литературы
вряд ли встретишь в каждом классе, но на своем уровне каждый ученик способен анализировать
текст. И как же он благодарен учителю, переставшему требовать от него
стандартных реакций и позволившему проявиться его собственному исследовательскому
творческому началу!
И легко разрешается
вечный спор по поводу пресловутого собственного мнения: «Конечно,- говорю я своим ученикам, - у вас должно
быть неповторимое собственное мнение по поводу прочитанных произведений,
ДОКАЗАННОЕ текстом!
Вторая проблема при
обучении написании сочинению- это
отсутствие у большинства современных школьников и абитуриентов умения думать. Звучит
нелепо, и вместе с тем опыт текущего года снова показывает, что преподаватели
подготовительных курсов всех специальностей (!) жалуются на неумение
абитуриентов думать. Школьные психологи жалуются на неумение думать, выявленное
у школьников, (и нежелание думать, замеченное у их родителей).
В большинстве своем старшеклассники
и абитуриенты эмоционально реагируют и интуитивно полагают. С ними легко
установить эмоциональный контакт. И они, как от огня, бегут от второй необходимой
составляющей контакта между лектором и аудиторией, –интеллектуальной.Но это не их проблема, а наша: значит, не
научили.
Самый известный и лучший
способ научить писать безукоризненно логичные сочинения – составление плана.
Многие школьники решают проблему плана к сочинению следующим образом: пишут
сочинение, потом составляют к нему план. Избежать подобной нерезультативной
практики можно, например, следующим способом: составлять планы к сочинениям без
написания самого сочинения. Десять-двадцать таких планов с анализом ошибок и
погрешностей – и в итоге уже осмысленное отношение к логической структуре
сочинения. Причем начинать лучше с мини-планов к сочинениям ограниченного
объема в 5-10 предложений (задания С1-С6 в ЕГЭ). Сначала учащимся представляется
трудным связать между собой даже 5-10 предложений. Далее можно переходить и к
развернутым планам к сочинениям полного объема (не менее 200-300 слов).
Требования к плану следующие:
·План
должен быть развернутым;
·Если
мы начинаем членить какой-либо пункт, то число подпунктов должно быть не менее
двух (наличие одного подпункта недопустимо);
·Выраженный
в пункте плана тезис должен иметь систему доказательств, выраженную в
подпунктах;
·Система
доказательств должна в итоге обязательно опираться на текст, а не заканчиваться
рассуждениями автора сочинения (в некоторых случаях опору на текст можно
заменить опорой на критические статьи известных литературоведов);
·Цитаты,
которые планируется использовать в тексте сочинения, надо вписать в план;
·Каждый
пункт плана представляет собой грамматически и стилистически правильное
предложение;
·Все
пункты плана находятся между собой в безукоризненно четких логических
отношениях.
Есть еще вариант работы с
планами – составлять тезисные планы уже написанных образцовых сочинений. (Можно
и не вполне образцовых, тогда, с негодованием отмечая погрешности логической
структуры этих сочинений, учащиеся учатся не допускать подобных ошибок.)
Второй полезный способ
развития навыков научной письменной речи – массированное написание сочинений ограниченного
объема в пять-десять предложений (задания типа «С» с ответом ограниченного
объема). При кратком ответе на конкретный проблемный вопрос легче пресечь выход
за границы темы и добиться от учащегося четкого формулирования мыслей.
Следующий способ –
написание сочинений по готовому (например, составленному учителем) плану. Цель
– научить не растекаться мыслию, аформулировать стилистически правильные высказывания в соответствии с определенным
содержанием.
Еще один метод –
написание только вступлений и только заключений к подразумеваемым сочинениям.
При написании заключения ученик должен четко знать основную мысль своего
сочинения и уметь кратко резюмировать ее. При написании вступления он должен удержать
в голове всю структуру сочинения и
подобрать соответствующую сочинению вступительную информацию.
Необходимо сказать также
и о стиле сочинений (эссе). Так как сочинение – это научная работа, посвященная
анализу художественного текста, то особенностью его стилистики является
смешение двух функциональных стилей: научного и языка художественной
литературы. Исходя из требований научного стиля речи, сочинение должно обладать
четкой композиционной структурой, системой тезисов и доказательств, нейтральной
эмоциональной окраской и определенным количеством специальной лексики, в данном
случае - литературоведческих терминов. Вместе с тем при написании сочинения
учащемуся необходимо продемонстрировать владение художественным слогом и умение
выражать собственное отношение к предмету речи.
В обучении грамотному
стилю написания сочинений мне помогают тесты и задания по культуре речи: и
весело, и полезно исправлять лексические и синтаксические ошибки, допущенные
кем-то, и в то же время запоминать, что так говорить не следует.
По моему глубокому
убеждению, дети всегда стремятся к обогащению внутреннего мира и испытывают
благодарность за подаренные им новые способы познания. Опыт показывает, что они
получают глубокое удовлетворение, открываядля себя возможность самостоятельно исследовать художественный текст.
Хлыстова А.В.,
к.ф.н.,асс. каф.
русской и зарубежной литературы РУДН
ЛИТЕРАТУРА
1.Зинин С.А. ЕГЭ-2008. Литература. Федеральный банк
экзаменационных материалов. – М.: Эксмо, 2008. – 240 с.
2.Зинин С.А., Марьина О.Б., Попова Н.А.. Литература: ЕГЭ
– 2008: реальные задания. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 95 с.
3.Самойлова Е.А. ЕГЭ – 2007. Литература. Тренировочные
задания. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007. – 112 с.
[1] Замечу, что от введения
или, наоборот, отмены тестовой формы ЕГЭ (о чем сейчас говорят в Московской
думе) ситуация не меняется: уровень школьных и вступительных сочинений всегда
разительно отличался.