Подготовка к ЕГЭ по математике в условиях дефицита времени
Смысл экзамена состоит в оценке того, как школьники применяют теоретические знания на практике. Но, несмотря на такой смысл экзаменационных заданий, подготовку к экзамену не всегда имеет смысл начинать с теории.
Если времени на подготовку мало, то лучше сначала попробовать решить задание, понять, в чем состоят пробелы, а потом уже обращаться к теории (то есть усиленное внимание стоит обращать на теоретические моменты, которые присутствуют именно в заданиях ЕГЭ).
В то же время, нужно иметь необходимый базовый набор знаний по каждому разделу. Для проверки таких знаний существует часть B. Решение заданий из этой части не должно вызывать затруднений у школьника. В то же время, в наиболее сложных заданиях ЕГЭ требуется объяснять ключевые моменты решения и в объяснениях нужно указывать, к примеру, свойства функций, а это как раз можно отнести к базе математических знаний первой необходимости.
Итак, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ЕГЭ) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Для восполнения пробелов можно обращаться как к школьным учебникам, так и к специализированным пособиям. Однако, в условиях недостатка времени не всегда удается провести полноценную самостоятельную подготовку: перегруженному старшекласснику сложно каждый день выделять по нескольку часов на решение заданий. Но желательно, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки.
К примеру, основные формулы, которые могут потребоваться при решении задач, следует записать на небольших бумажных или картонных карточках. На одной стороне карточки – сама формула, на другой – ее название либо название раздела, к которому она относится. Такие карточки можно перекладывать по порядку. Сначала можно просматривать ту сторону карточки, на которой написана формула, стараясь вспомнить то, что написано на обратной стороне. Затем задание следует усложнить – просматривать стороны карточек в обратной последовательности: сначала название формулы, затем, после припоминания, – требуемую формулу. Особенно подходит этот способ для запоминания тригонометрических формул, а также – для усвоения геометрических соотношений, формул площадей и объемов фигур.
При решении задач с параметрами требуется не только знание формул, но и знание возможных случаев и области допустимых значений функций, встречающихся в таких задачах. Такую информацию также можно разбить на элементы и разместить на карточках. Для того, чтобы просматривать карточки, требуется совсем немного времени, ведь информация, содержащаяся на них, является самым лаконичным, разбитым на примерно равные порции, конспектом. При быстром повторении какой-либо темы на просмотр информации, относящейся к данному разделу, потребуется не более пяти минут.
Просмотр карточек (при условии, что информация, содержащаяся на них, уже ясна ученику) не менее эффективен для запоминания, чем чтение учебника. Многие ученики не понимают какую-либо тему из-за того, информация, изложенная в их учебнике, не снабжена подробными объяснениями и примерами. Поэтому всегда нужно иметь под рукой еще два-три аналогичных пособия других авторов, ведь вполне возможно, что какой-либо раздел один из авторов объясняет лучше других. Поэтому не стоит экономить деньги на учебниках. Даже если из всей книги потребуется 20-30 страниц, а остальное так и останется непрочитанным, ее следует приобрести. Задачников также требуется несколько.
В одних должны быть задания с подробными решениями, в других – только сами задания и ответы на них. В тех случаях, когда задание, приведенное без решения, не получается решить даже после многочисленных попыток, следует искать подобное задание, приведенное с подробным разбором решения. Ведь существуют задания, для выполнения которых требуется не столько теория, сколько знание приемов решения. Именно эти приемы можно усвоить из готовых решений.
Для успешной сдачи ЕГЭ по математике почти всегда имеет смысл нанять репетитора, но при этом не стоит уповать на то, что кратковременные занятия сразу же дадут ощутимый эффект. Ведь, помимо самих занятий, важными являются несколько факторов: выполнение учеником домашних заданий, данных репетитором, благоприятный психологический климат в семье ученика, гибкость и целесообразность программы занятий, которую планирует репетитор.